Меломаны конца восьмидесятых не забыли этого имени. Сергей Богаев, лидер группы «Облачный край», стоял в авангарде рок-движения. Увы, северный самородок не смог надолго удержаться на пике своей популярности. Тому много причин. А когда-то сам Константин Кинчев восторгался этим музыкантом…
Меломаны конца восьмидесятых не забыли этого имени. Сергей Богаев, лидер группы «Облачный край», стоял в авангарде рок-движения. Увы, северный самородок не смог надолго удержаться на пике своей популярности. Тому много причин. А когда-то сам Константин Кинчев восторгался этим музыкантом.
Теперь просто вспоминает его как героя буйной юности. За кулисами на одном из концертов в «Юбилейном» суперзвезда вздохнул: «Это прекрасный человек, когда-то мы вместе начинали… Я всегда буду рад его видеть. Встретите —передайте привет».
Вот и все. А ведь Богаев был одним из первых в стране рокеров — тех, кто возмутил спокойствие застойных времен. Известен еще раньше Кинчева. Когда на студии Андрея Тропилло Костя писал свой первый альбом «Энергия», Богаев создавал уже третий по счету сборник песен — «Стремя и люди». Очень скоро группа «Облачный край» вошла во все энциклопедии русского рока. Рассказывают, что Федор Чистяков жадно впитывал творчество архангельского «гения», приходил в студию, где писались Богаев, Кинчев, Цой.
Сила слова богаевских текстов сводила с ума не одно поколение рокеров. Некоторые не брезговали тем, чтобы слямзить какие-то фишки из свежего, еще не изданного материала. Похоже, Сергей никогда не обращал на это особого внимания. По словам музыкантов, он только один раз удивился, когда несколько лет назад услышал запись своей песни в исполнении ярославской группы. Поговаривают, что эти рокеры до сих пор исполняют на концертах свой единственный хит «Земля былинная», явно заимствованный из репертуара Сергея Богаева, а точнее, из его песни «Русская народная». Вряд ли лидер «Облачного края» знает обо всех своих подражателях.
Московские фирмы до сих пор с удовольствием покупают его «сырье», но пока дальше этого дело не двигается. Похоже, бывший рок-кумир только сейчас понял, что дни былой славы ушли. Может быть, именно это подстегнуло его в стремлении выйти на прежние позиции. Наверняка не последнюю роль сыграли и перемены в личной жизни. Сережа наконец-то женился, у него маленькая дочь Машенька. Он снова пишет новые песни, пробует другое звучание. Совсем недавно был выпущен его альбом под названием «Патриот».
— Правда, что скоро будет переиздан альбом 1985 года «Стремя и люди»?
— Не только этот, но и предыдущий — «Ублюжья доля» 1984 года. Это был первый альбом, записанный нами в Петербурге. Материал уже переиздавали несколько лет назад, но теперь этих пластинок уже нет в продаже.
— В чем причина того, что ты «потерялся»?
— Причина в себе самом. Никогда этим серьезно не занимался, а зря. Таковы особенности нашей российской действительности. Хотя задача музыканта — делать свое дело, а коммерческий успех — это как повезет.
— Группа «Облачный край» считается студийной. Нет ли желания создать живой, концертирующий коллектив?
— Ради этого сейчас все и делается. Музыканты, которые войдут в основной состав группы, уже есть. Основная проблема — в вокалисте. На новых альбомах я пою сам, но, как говорится, не от хорошей жизни. Во время концертов нужен другой вариант исполнения.
— Вы записывали альбом и в Питере, и в Москве, а потом привезли издавать в Петербург. Почему не стали выпускать его в Москве?
— После сведения в Москве я приехал в Петербург и здесь пришел к выводу, что альбом надо пересвести, а две песни просто переписать заново. Так получилось потому, что я послушал, какой звук получается в студии, где я сейчас работаю.
— Говорят, у вас часто были финансовые проблемы и вы много кому задолжали?
— С тех пор, как в 1990 году я ушел с официальной работы, финансовые проблемы возникают с удручающим постоянством. Порой приходилось жить на пожертвования друзей. Я с 1995 года должен Косте Кинчеву 500 рублей. Ехал из Ростова, причем очень бурно, с приключениями, а потому смог добраться только до Москвы. Из всех знакомых дома оказался только Костя. Конечно, он меня выручил.
— Ваш новый альбом называется «Патриот». Понятно, что это стеб. Но в какой мере такое определение соответствует вашей истинной гражданской позиции?
— А почему вы считаете, что это стеб? Все на полном серьезе. Я считаю, что в новом альбоме есть по крайней мере три не стебные песни, и «Патриот» — одна из них.
То, что Сергей выдает новый, свежий материал, действительно событие. Конечно, последние песни далеки от столь популярного ныне стиля диско, но это настоящая рок-музыка, добротная, качественная, энергетически насыщенная. Конечно же, есть свои нюансы, свои недоработки, но, когда слушаешь богаевские сочинения, особенно остро ощущаешь, насколько безвозвратно ушла с нашей музыкальной сцены культура текста.
Кто доверил этому дебилу
Квартиру, дачу, тачку и мобилу?
Кто позволил этому баклану
Зашивать на моем теле рану?
Как произошло, что это чмо
Без проблем закончило МГИМО?
Кто позволил этому уроду
Парить мозги русскому народу?
Многие сегодня испытывают ностальгию по тому синтезу прикола и глобальности, который был отличительной чертой русского рока. Люди с тоской вспоминают прежнего Федю Чистякова, старые альбомы «Алисы», «Аквариума» и, конечно же, «Облачного края». Представители старой школы порой сами виноваты в том, что не хотят адаптировать творчество к тем требованиям, которые предъявляет современная система «раскруточного» конвейера. А выживать в рамках этой схемы очень нелегко, особенно при отсутствии существенной финансовой поддержки.